8 (921) 443–12–26
 
«Терраса на берегу моря» Сильвестр Феодосиевич Щедрин

     

    «Терраса на берегу моря» Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Капуччини близ Сорренто. 1827.

    Холст, масло. 47,5х60.

     

    «Терраса на берегу моря» Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Капуччини близ Сорренто. 1827. Холст, масло. 47,5х60

     

    Сильвестр Щедрин родился в Петербурге, в художественной семье. Его отец - известный скульптор, ректор Академии художеств, дядя - пейзажист, почти тридцать лет возглавлявших класс пейзажной живописи. Сильвестр Щедрин окончил Академию художеств и был отправлен в качестве ее пенсионера в Италию, где завоевал своим творчеством широкую известность. Русские и иностранные любители спорили за право приобрести его пейзажи. В Россию художнику не удалось вернуться: он умер в Италии, прожив там немного более десяти лет.

     

    Щедрин писал многочисленные виды Неаполя и его окрестностей. Особенно любил художник Сорренто, где его привлекали тихая гавань, живописные обрывистые берега, скалистые гроты у моря, заросшие зеленью тенистые террасы. В Сорренто оборвалась недолгая жизнь художника, там и сейчас можно видеть его могилу.


    Картина «Терраса на берегу моря» долгое время не имела конкретного определения изображенной местности. Узнать ее помогла находка среди рисунков, сделанных каким-то неизвестным художником в 1840-е годы. Среди набросков видов в окрестностях Сорренто оказались зарисовки той же террасы с пометкой, уточняющей ее местонахождение — местечко Капуччини. 

     

    Терраса расположена высоко над морем. Погруженная в глубокую тень или озаренная ярким солнцем, она полна причудливой игры света. Под высокими деревьями укрылись от зноя монахи в коричневых рясах, подпоясанных веревками, толстый патер, оборванец, прислонившийся к стене и надвинувший на глаза колпак, погонщик мула и другие прохожие.


    Картина пронизана светом и насыщена воздухом, линейная перспектива сохранена только для переднего плана, дальний передан исключительно живописными средствами. Нет, кажется, никакого перехода от темной фигуры священника, облокотившегося на парапет, к голубым далям на горизонте; однако глубина разделяющего их расстояния прекрасно ощущается зрителем, и в просвете листвы открывается огромное пространство. Немногими быстрыми мазками едва намечены вдали розовые крыши и белые стены селения Меты.

    Природа в картинах Щедрина всегда солнечна, ясна и спокойна. В противоположность многим писателям и художникам эпохи романтизма, Щедрин не стремился воспевать бури и борьбу стихии. Он предпочитал природу безмятежно спокойную и классически ясную. В то же время природа в его картинах всегда оживлена и согрета присутствием человека. Люди пейзажей Щедрина — не нарядная толпа господ, а итальянские простолюдины в их живописных лохмотьях — естественные обитатели всех щедринских террас, гаваней и набережных.

    Щедрин был новатором в искусстве. Тогда как его предшественники, мастера классицистического пейзажа, ограничивались натурными зарисовками карандашом и на их основе в мастерской сочинили картины, Щедрин писал свои этюды красками непосредственно с натуры. Один из видов художник повторил восемь раз, изменяя воздух и тон картины. Щедрина справедливо считают ближайшим предшественником мастеров пленэрной живописи второй половины XIX века.

Рассказать:
© 2010-2020 Адамовский
Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью компании.
Полное или частичное использование информации возможно только с разрешения администрации.
Яндекс.Метрика